Устав

Учреждение имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в мировом суде, суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.

1.6. Учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства.

Открытие и ведение лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральном казначейством, на основании соглашений, заключенных Учредителем с органами Федерального казначейства.

1.7. Учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

 Учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества Учреждения.

1.8. Учреждение руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными законодательными актами, приказами и распоряжениями  учредителя, настоящим Уставом.

1.9. Учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Государственная аккредитация осуществляется в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.

1.10. Учреждение может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, предусмотренные соответствующими  локальными нормативными актами.

Учреждение содействует деятельности общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, осуществляемой в  нём и не запрещенной законодательством Российской Федерации.

В целях учета мненияучащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии  локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в  Учреждении создаются советы учащихся, Советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, могут действовать представительные органы работников.

  Советы не являются коллегиальными органами управления Учреждением, не принимают управленческие решения, формируются независимо от Учреждения.

1.11. Учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья  учащихся, организации питания учащихся и работников.  В Учреждении для организации питания, для хранения и приготовления пищи   выделены специальные помещения.

Медицинское обслуживание осуществляют  закрепленные органами здравоохранения за  Учреждением медицинские работники (на основании гражданско-правового договора   Учреждения с медицинской организацией).                                      

Учреждение предоставляет безвозмездно помещения,    соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.   

1.12. Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье учащихся, работников Учреждения.  За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельностиУчреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.13. Учреждение обеспечивает открытость и доступность сведений,  содержащихся в  документах, предусмотренных частью 13статьи 2 ФЗ « Об автономных учреждениях» в редакции, введенной в действие ФЗ от 18 июля 2011 года № 239-ФЗ. 

1.14.Сведения размещаются Федеральным казначейством на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основании информации, предоставляемой Учреждением или его учредителем. Предоставление такой информации, её размещение и ведение сайта осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.15. Учреждение обеспечивает открытость и доступность информации и копий документов, предусмотренных статьей  29 ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» путем их размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет»

Информация (в текстовой и (или) табличной формах) и документы (копии) подлежит обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Ежегодно Учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем средствах массовой информации.

1.16. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников. Применение методов физического и психического насилия к указанным лицам не допускается. Несоблюдение данного требования является грубым нарушением Устава.

 

2. Предмет и цели деятельности, виды реализуемых образовательных программ.

 

2.1. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством РФ, Хабаровского края, муниципальными правовыми актами и настоящим  Уставом, путем оказания услуг в сфере общего образования.

Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства, если образование данного уровня гражданин получает впервые; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

2.2. Целями деятельности   Учреждения является осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, программам углубленного изучения отдельных предметов и профильного обучения.

Учреждение вправе проводить промежуточную и итоговую аттестацию для экстернов, обучение на дому нуждающихся в длительном лечении учащихся, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, предоставление психолого-педагогической и социальной помощи.

Учреждение вправе, в том числе и за счет средств физических и юридических лиц:

-     реализовывать дополнительные общеразвивающие программы различной направленности: (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической);

-     в каникулярное время открывать в установленном порядке городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием для отдыха и оздоровления детей.

  По запросам родителей (законных представителей) в Учреждении осуществляется  присмотр и уход за детьми младшего школьного возраста в группах продленного дня.

2.3. Учреждение вправе  осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующее этим целям при условии, что такая деятельность указана в его Уставе.

2.4. Муниципальное задание для  Учреждения формируется и утверждается учредителем в порядке, определенном постановлением администрации г. Хабаровска в соответствии с предусмотренным настоящим Уставом основными видами деятельности Учреждения.

Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

  2.5. Учреждение вправе сверхустановленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного  муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его  основному  виду  деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

 

3. Основные характеристики организации образовательного процесса.

 

3.1. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с тремя уровнями  общего образования на русском языке.

В своей структуре Учреждение имеет:

-       общеобразовательные классы,

-       профильные классы.

Могут создаваться:

-       классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

-       классы с углубленным изучением отдельных предметов.

3.2.  Содержание образования в Учреждении определяется основными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются  Учреждением самостоятельнов соответствии с ФГОС (ФКГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

3.3. Осуществление образовательного процесса в  Учреждении строится на основе учебного плана, который разрабатывается в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений с учетом Хабаровского краевого компонента,  принимается  педагогическим советом, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий.

  Годовой календарный учебный график, учебный план и расписание уроков разрабатываются Учреждением  самостоятельно в рамках требований к режиму образовательного процесса, указанного в СанПиН, утверждаются директором. Вышестоящие органы управления образования не вправе изменять учебный план и календарный учебный график Учреждения после их утверждения.

Допускается ежегодная корректировка учебных планов и образовательных программ с учетом профилей и специализации классов, а также изменений нормативно-правовой базы в сфере образования.

3.4. Начальное общее образование направлено на формирование личности учащегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Нормативный срок обучения на уровне начального общего образования - 4 года.

3.5. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности учащегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, среднего профессионального образования.

  Нормативный срок обучения – 5 лет.

3.6. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности учащегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей учащегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий  в Учреждении  может быть введено обучение по различным профилям и направлениям на основании Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации.

Нормативный срок обучения  - 2 года.

3.7. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Организация индивидуального отбора в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов  или для профильного обучения осуществляется по личному заявлению учащегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося на основании соответствующего локального нормативного акта.

3.8. Образовательный процесс для детей с ОВЗ обеспечивает  реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы для лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие  получению образования без создания специальных условий.

  3.9. Учреждение  самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания. Оно также самостоятельно в выборе форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, которые регламентируются  соответствующим локальным нормативным актом. 

  3.10. Обучение в  Учреждении осуществляется в очной форме, а также может осуществляться в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании.

  Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Учреждении. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

  Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

3.11.  При реализации образовательных программ  независимо от форм получения образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Кроме того, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

  Общеобразовательные программы в Учреждении могут реализовываться как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

3.12. Обучающимся предоставляется возможность обучения по индивидуальному учебному плану,  в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном соответствующим  локальным нормативным актом.

3.13. Организация индивидуального обучения на дому больных детей, детей-инвалидов осуществляется на основании заключения лечебно-профилактического учреждения и заявления родителей (законных представителей) в порядке, установленном соответствующим  локальным  нормативным  актом.

3.14.   Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией. Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу, переводятся в следующий класс по решению педагогического совета.

3.15. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, установленномлокальным нормативным актом.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

3.16. Изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой  аттестацией  учащихся  и выдачей аттестата государственного образца о соответствующем уровне образования, заверенных печатью Учреждения.

Государственная итоговая  аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в порядке и формах, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.17. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются  обязательными уровнями образования.  Учащиеся, не освоившие  основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования не допускаются к обучению наследующих уровняхобщего образования.Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет силу до достижения им 18-тилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено учащимся ранее.

3.18. Режим занятий учащихся регламентируется годовым календарным учебным графиком и Правилами внутреннего распорядка учащихся.

3.19. Основной (преобладающей) формой образовательного процесса является классно-урочное обучение. Количество и наполняемость классов в Учреждении зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

3.20. Внеурочная деятельность учащихся организуется по направлениям развития личности (спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через индивидуальные и групповые формы. Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в Учреждении, так и за его пределами.

 

                     4. Прием и отчисление учащихся.

 

4.1. Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель вправе разрешить прием детей в Учреждение для обучения  образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

4.2. Прием учащихся в Учреждение осуществляется в соответствии с Правилами приема, разработанными Учреждением самостоятельно на основе Порядка приема граждан для обученияпообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.

  Правила приема граждан для обучения должны обеспечивать прием граждан, которые проживают на территории городского округа «Город Хабаровск», закрепленной Постановлением администрации города за Учреждением, и имеющих право на получение общего образования.

4.3.Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в Учреждении.

В случае отказа в предоставлении места в Учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в управление образования администрации города.

4.4.  Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

4.5. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением учащегося из Учреждения. Отчисление учащегося осуществляется:

-     в связи с получением общего образования (завершением обучения);

-     досрочно по основаниям, установленным частью 2 статьи 61 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Порядок досрочного отчисления учащихся осуществляется на основании соответствующего  локального нормативного  акта.

4.6.     По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и управления образования администрации города, учащийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Учреждение до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего Учреждение до получения основного общего образования, и управление образования администрации города, не позднее чем в месячный срок принимают меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

 

5. Порядок управления Учреждением.

 

5.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с главой третьей Федерального закона РФ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006г. № 174-ФЗ, Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Уставом.

5.2.Функции и полномочия учредителя:

К компетенции учредителя в области управления Учреждением относятся:

–утверждение Устава, дополнений и изменений к существующему Уставу по согласованию с департаментом муниципальной собственности и финансовым департаментом;

–назначение руководителя Учреждения и прекращение его полномочий по согласованию с Мэром города, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организации деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

–формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг в соответствии с предусмотренной данным Уставом основной деятельностью и утвержденным администрацией города порядком;

–определение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного за счет средств,выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в соответствии с утвержденным администрацией города порядком;

–осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания Учреждением в соответствии с утвержденным администрацией города порядком;

–определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации;

–определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации;

–назначение членов Наблюдательного совета Учреждения или досрочное прекращение их полномочий; созыв первого заседания Наблюдательного совета после его создания;

–определение средств массовой информации, в котором Учреждение обязано ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности;

–рассмотрение предложений директора Учреждения о создании и ликвидации его филиалов, об открытии и о закрытии его представительств;

–утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

–назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

–осуществление иных прав и обязанностей органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя  в соответствии с законодательством  РФ.

5.3. Управление осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

5.4. Единоличным исполнительным органом Учреждения является прошедший соответствующую аттестацию директор,  который назначается и освобождается от должности учредителем.

Директор осуществляет свою деятельность на основании заключенного с учредителем срочного трудового договора.

Кандидаты на должность директора должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Запрещается занятие должности директора лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Кандидаты на должность директора проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность директора устанавливаются учредителем.

К компетенции директора относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных данным Уставом к компетенции учредителя.

Директор без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе:

–представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом Учреждения в пределах прав и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации; выдает доверенности; открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;  совершает сделки от его имени; издает индивидуальные распорядительные акты;

–организует прием обучающихся;

–проводит работу по военно-патриотическому воспитанию обучающихся;

–устанавливает штатное расписание, осуществляет согласно штатному расписанию прием на работу, заключение и расторжение трудовых договоров с работниками, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; применяет меры поощрения, налагает взыскания на работников,  утверждает должностные инструкции;

–определяет структуру управления Учреждением,организует и контролирует работу административно-управленческого аппарата;

–определяет план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие финансовую деятельность Учреждения внутренние документы;

–обеспечивает рациональное использование  бюджетных ассигнований,  а  также  средств,  поступающих  из  других источников;

совместно с советом школы и профсоюзной организацией осуществляет разработку, утверждение и реализацию программы развития Учреждения,согласует её с учредителем;

обеспечивает разработку, утверждение образовательной программы, устава и правил внутреннего трудового распорядка(с учетом мнения представительного органа  работников);

–обеспечивает сохранность и пополнение учебно-материальной базы,  безопасных условий и охраны труда;

– представляет учредителю и общественности ежегодный отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования Учреждения в установленном порядке и в установленные сроки; обеспечивает  создание и ведение официального сайта Учреждения в сети Интернет;

–решает иные вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию коллегиальных органов управления Учреждением, определенную настоящим Уставом.

Права, обязанности и ответственность директора закреплены в коллективном договоре, трудовом договоре и должностной инструкции.

5.5. Коллегиальными органами управления Учреждением,  являются:

            1.     Общее собрание работников Учреждения;

            2.     Педагогический совет;

            3.     Наблюдательный совет;

            4.     Управляющий совет.

  Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция данных органов управления,   порядок принятия ими решений и выступления от имени Учреждения, не урегулированные в настоящем Уставе, определяются  соответствующими  Положениями, утверждаемыми решением этих органов.

5.5.1. Общее собрание является постоянно действующим органом коллегиального управления, действует бессрочно и включает в себя работников Учреждения на дату проведения общего собрания, работающих на условиях полного рабочего дня по основному месту работы в данном Учреждении.Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Для ведения общего собрания избирается председатель,который выполняет функции по организации работы собрания, и ведет заседания и секретарь, который выполняет функции по фиксации решений собрания. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 3/4 членов коллектива.

    Компетенция общего собрания:

-     определяет приоритетные направления деятельности Учреждения, перспективы его развития,принципы формирования использования его имущества;

-     заслушивает и утверждает годовой отчет директора о деятельности Учреждения;

-     вносит предложения учредителю по улучшению финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

-     определяет меры и порядок социальной поддержки работников Учреждения;

-     определяет пути повышения эффективности педагогического и обслуживающего труда, вносит предложения о поощрениях работников за успехи в труде, рассматривает вопросы о представлении работников к почетным званиям, государственным наградам;

-     рассматривает вопросы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка;

-     обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Учреждении, дает рекомендации по ее укреплению,

-     дает рекомендации по вопросам принятия локальных актов, регулирующих трудовые отношения с работниками Школы,

-     обсуждает изменения и дополнения в устав;

-     обсуждает и принимает  Положение об оплате труда работников, установлении компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера), стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат);

–избирает члена Наблюдательного совета Учреждения; членов комиссии по распределению стимулирующих выплат; представителей работников в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

–  вносит предложения в Коллективный договор;

-     принимает Правила внутреннего трудового распорядка.

Решения на общем собрании принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

5.5.2. Педагогический совет Учреждения является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом,действует бессрочно,  состоит из председателя, секретаря (одного из членов педагогического коллектива, избираемого ежегодно на первом педсовете большинством голосов) и членов педагогического совета, которыми являются все педагогические работники. Директор является председателем педагогического совета, в случае его отсутствия функции председателя педагогического совета выполняет исполняющий обязанности директора.

  Участие в работе педагогического совета обязательно для всех педагогических работников Учреждения. Педагогический совет собирается не реже четырех раз в год и правомочен решать вопросы, если на заседании присутствует 2/3 его состава.

  Секретарь педагогического совета ведет протокол заседаний педагогического совета.

  Члены педагогического совета активно участвуют в подготовке, обсуждении вопросов, включенных в повестку очередного заседания педагогического совета.

  Педагогическийсовет принимает:

-     образовательную программу;

-     программу развития Учреждения;

-     программное учебно-методическое обеспечение;

-     рабочие программы учебных курсов и дисциплин;

-     годовой календарный учебный график и учебный план;

-     правила внутреннего распорядка учащихся.

-     Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;

-     определяет формы, периодичность и порядок осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  учащихся;

-     устанавливает   режим занятий учащихся;

-     рассматривает направления учебно-методической и воспитательной работы;

-     рассматривает вопросы организации предоставления платных образовательных  услуг;

-     рассматривает вопросы дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности или профессиональнойпереподготовкипедагогических кадров;

-     принимает решение о переводе учащихся в следующий класс, о допуске к промежуточной и государственной итоговой аттестации, награждении  учащихся;

-     принимает решение об окончании учащимися  Учреждения и  выдачи документа о соответствующем образовании;

-     принимает решение о досрочном отчислении  учащегося из Учреждения.

Решения считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 состава педагогов.

5.5.3.Наблюдательный совет Учреждения (далее по тексту – Совет).

В Учреждении создается Наблюдательный совет в составе пяти членов. В состав Наблюдательного совета входят: один представитель учредителя, один представитель Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, два представителя родительской общественности, и один представитель работников Учреждения. 

  Срок полномочий Совета составляет пять лет. Директор Учреждения участвует в заседаниях Совета с правом совещательного голоса.

  Учреждение не вправе выплачивать членам Совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе Совета. Члены Совета могут пользоваться услугами Учреждения только на равных условиях с другими гражданами.          Решение о назначении членов Совета или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем.

  Решение о назначении представителя работников Учреждения членом Совета или досрочном прекращении его полномочий принимается на общем собрании трудового коллектива. Полномочия члена Совета могут быть прекращены досрочно: по просьбе члена Совета; в случае невозможности исполнения членом Совета своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения в течение четырех месяцев; в случае привлечения члена Совета к уголовной ответственности.

  Полномочия члена Совета, являющегося представителем органа местной администрации и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, могут быть прекращены досрочно в случае прекращения с ним трудовых отношений; могут быть прекращены досрочно по представлению администрации города Хабаровска.

Председатель Совета избирается на срок полномочий Совета членами Совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов его членов. Представитель работников Учреждения не может быть избран председателем Совета Учреждения.

Председатель Совета организует работу Совета, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

В отсутствие председателя Совета его функции осуществляет старший по возрасту член Совета, за исключением представителя работников Учреждения.

Компетенция Наблюдательного Совета Учреждения.

Совет рассматривает:

1) предложения учредителя или директора Учреждения о внесении изменений в устав Учреждения;

2) предложения учредителя или директора Учреждения о реорганизации Учреждения или о его ликвидации;

3) предложения учредителя или директора Учреждения об изъятии имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления;

4) предложения директора Учреждения об участии Учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

5) проект плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения; по данному вопросу Совет дает заключение, копия которого направляется учредителю;

6) по представлению директора Учреждения проекты отчетов о деятельности Учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность Учреждения;

7) предложения директора Учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» Учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

8) предложения директора Учреждения о совершении крупных сделок; крупная сделка совершается с предварительного одобрения Совета. Совет обязан рассмотреть предложения директора Учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю.

9) предложения директора Учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

10) предложения директора Учреждения о выборе кредитных организаций, в которых Учреждение может открывать банковские счета;

11) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности Учреждения и утверждения аудиторской организации.

  По вопросам, указанным в пунктах 4 и 10, Совет дает заключение. Директор принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений Совета.

Порядок проведения заседаний Совета:

  Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал; созываются его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя, члена Совета или директора Учреждения. В заседании Совета участвует директор Учреждения. Иные приглашенные председателем лица могут участвовать в заседании Совета, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа его членов.

  Заседание Совета является правомочным, если на заседании присутствует более половины его членов. Передача членом Совета своего голоса другому лицу не допускается.

Каждый член Совета имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос его председателя.

5.5.4. Управляющий совет Учреждения(далее  по тексту Совет)

Совет школы осуществляет в соответствии с Уставом решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции Учреждения. Деятельность членов Совета школы основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

Срок полномочий Совета составляет 3года.

Совет школы создается  в составе 9 избираемых членов, представляющих:

-     родителей (законных представителей) обучающихся всех уровней общего образования.

-     работников Учреждения, в том числе директора.

-     обучающихся (как правило,10-11 классов). По решению Совета, возможно введение в его состав обучающихся 8- 9-х классов. 

  Представители с правом решающего голоса избираются в Совет школы открытым голосованием на собрании обучающихся II и III уровней, собрании родителей, педагогическом совете Учреждения по равной квоте 3человека от каждой из перечисленных групп.

  Совет школы на первом заседании избирает из своего состава председателя, который руководит работой Совета, проводит его заседания и подписывает решения.

  Директор Учреждения является членом Советашколы по должности, но не может быть избран его председателем.

К компетенции Совета школы относятся:

-         определение основных направлений развития Учреждения;

-         повышение эффективности финансово-экономической деятельности, стимулирование труда его работников;

-         содействие созданию в Учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

-         контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда, сохранением и укреплением здоровья обучающихся, целевым и рациональным расходованием финансовых средств;

-         участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда это необходимо;

-         проведение конкурсов «Ученик года».

Совет школы имеет следующие полномочия и осуществляет  функции, зафиксированные в данном Уставе:

Утверждает:

-     требования к одежде обучающихся и правила её ношения в школе;

-     Правила  внутреннего распорядка обучающихся;

-     Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Согласовывает по представлению директора:

-     программу развития Учреждения;

-     компонент учебного плана (школьный компонент);

-     введение новых методик организации образовательного процесса и образовательных технологий;

-     изменения и дополнения Правил внутреннего распорядка обучающихся и работников Учреждения.

Вносит  директору предложения в части:

-     материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений (в пределах выделяемых средств);

-     выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в Учреждении;

-     создания необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;

-     организации промежуточной аттестации обучающихся;

-     проведения мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся;

-     развития воспитательной работы в Учреждении.

Участвует в принятии решения о создании в Учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

Регулярно информирует участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых решениях.

Участвует в подготовке ежегодного отчета Учреждения; отчет подписывается совместно председателем Совета и директором.

Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от числа его членов, определенного данным уставом. Заседание Совета ведет председатель, а в его отсутствие – заместитель председателя. Решения Совета, как правило, принимаются большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, при открытом голосовании и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Совета.

   

 

 

6. Порядок комплектования работников и условия оплаты их труда.

 

6.1. Для работников Учреждения работодателем является данное Учреждение в лице Директора. Трудовые отношения работника и Учреждения регулируются трудовым договором (служебным контрактом).  Условия трудового договора не могут противоречить законодательству  Российской Федерации о труде и коллективному  договору.

6.2. К педагогической деятельности в Учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, подтверждаемые  документами  государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, и (или) профессиональным стандартам.

6.3. В Учреждении наряду с должностями педагогических работников, предусматриваются должности административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных, иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Право на занятие вышеуказанных должностей, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

6.4.К трудовой деятельности в Учреждении не допускаются лица по основаниям, предусмотренным Трудовым Кодексом РФ.

6.5. Заработная плата  и должностной оклад работникам Учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (служебным контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

6.6 Аттестация педагогических работников проводится согласно Порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников  в целях установления квалификационной категории.

6.7. На педагогического работника с его согласия приказом могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с учащимися в классе. Деятельность классного руководителя регламентируется Положением о классном руководителе.

6.8.Трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным Трудовым Кодексом РФ. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации до истечения срока действия трудового договора (служебного контракта) являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

    

7. Участники образовательных отношений, их права и обязанности.

 

7.1.Участниками образовательных отношений в Учреждении являются учащиеся, родители (законные представители) обучающихся, педагоги­ческие работники.

    Под отношениями между Учреждением, учащимися и (или) их родителями (законными представителями) понимаются все вопросы, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием учащихся в Учреждении.

    Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношений регламентируются соответствующим  локальным нормативным  актом, действующим в Учреждении. 

7.2. Права и меры социальной поддержки, обязанности и меры ответственности участников образовательных отношений - учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся    регламентированы главой 4 Федерального закона  «Об образовании  в Российской Федерации», иными федеральными законами, локальными нормативными актами Учреждения.

7.3. В целях защиты своих прав учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управленияУчреждением обращения о применении к работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

7.4. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в соответствии со ст. 45 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

7.5. Педагогическим работникам Учреждения предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

    Права и меры социальной поддержки, обязанности и меры ответственности участников образовательных отношений – педагогических работников,  регламентированы главой 5 Федерального закона  «Об образовании  в Российской Федерации», иными федеральными законами, соответствующими локальными нормативными актами Учреждения.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками своих обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

7.6. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения или Устава может быть проведено только по поступившей жалобе, поданной в письменной форме.  Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов  детей.

7.7. Права, обязанности и ответственность работников Учреждения, занимающих должности административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных, иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, закреплены в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и  трудовых договорах с работниками.

 

8. Имущество и финансыУчреждения.

 

8.1.Собственником имущества и земельного участка Учреждения является городской округ «Город Хабаровск».

Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством.

8.2.Учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным Учреждением за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за Учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

8.3.Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется учредителем из бюджета города в форме субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели.

8.4.Источниками формирования финансовых ресурсов и имуществаУчреждения являются:

-       бюджетные поступления в виде субсидий на выполнение муниципального задания;

-       имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;

-       средства от приносящей доход деятельности, в том числе от физических и (или) юридических лиц по договорам за предоставление платных образовательных услуг;

-       иные поступления, предусмотренные действующим законодательством.

8.5.Имущество и средства Учреждения отражаются на его балансе и используются для достижения целей, определенных данным Уставом.

8.6.Недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у Учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном законодательством порядке.

8.7.Учреждение вправе с согласия учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за ним или имущество, приобретенное Учреждением  за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).

8.8.Учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему учредителем, исключительно для осуществления целей и видов деятельности, закрепленных в настоящем уставе.

8.9.Учреждение ведет налоговый учет, оперативный бухгалтерский учет хозяйственной и иной деятельности, представляет бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность о результатах данной деятельности в порядке, установленном законодательством.

8.10.Учреждение ежегодно предоставляет учредителю расчет расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитиеУчреждения, перечень которых определяетсяучредителем.

8.11.В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

8.12.Учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям.

Учредитель вправе приостановить приносящую доход деятельность Учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу.

8.13.Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Порядок предоставления платных образовательных услуг устанавливается локальным нормативным актом Учреждения.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Средства, полученные Учреждением, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

 

9. Порядок реорганизации, изменения типа и ликвидации Учреждения.

 

9.1.Учреждение реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, Федеральным законом «Об автономных учреждениях», с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации Учреждения допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

9.2.Изменение типа муниципальной организации не является её реорганизацией. При изменении типа в учредительные документы Учреждения вносятся соответствующие изменения.

9.3.Учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации:

-         в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования;

-         по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещённой законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Требования кредиторов ликвидируемого Учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание.

9.4.Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам Учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю.

9.5.В случае прекращения деятельности Учреждения, имеющего государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии,  лишения  государственной аккредитации, истечения сроков действия свидетельства о государственной аккредитации,учредитель обеспечивает перевод учащихся с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа из числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности, с учетом закрепленной территории, запросов родителей несовершеннолетних учащихся и возможностей принимающей(их) образовательной(ых) организации(й) или предлагает иные формы получения образования из числа установленных законодательством Российской Федерации.

 

10. Порядок изменения Устава.

 

10.1.Новая редакция Устава и (или) изменения и дополнения в Устав рассматриваются Наблюдательным советом, утверждаются учредителем по согласованию с департаментом муниципальной собственности и финансовым департаментом и подлежат регистрации в установленном законом порядке.Изменения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

10.2.Изменения и дополнения могут вноситься по мере необходимости.

 

11. Порядок принятия и утверждения локальных нормативных актов.

 

В соответствии с данным Уставом локальные нормативные акты по соответствующим направлениям деятельностипринимаются (утверждаются) руководителем  Учреждения или коллегиальным  органом управления, созданным в Учреждении, большинством голосов, присутствующих на заседании, при открытом голосовании и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем коллегиального  органа управления.

Локальные нормативные акты действительны до изменения требований действующего законодательства, а равно иных условий,  влекущих изменение, дополнение либо отмену  закрепленных в них положений.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей или работников, в целях учета их мнения руководитель учреждения или председатель коллегиального органа управления перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в представительный орган обучающихся, родителей или работников (при наличии таких органов).

Представительный орган не позднее пяти рабочих дней со дняполучения проекта указанного локального нормативного акта направляет заявителю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Датой принятия локального нормативного акта считается дата его утверждения, нанесенная утвердившим его должностным лицом на грифе утверждения.

 

Локальные нормативные акты вступают в силу с даты их утверждения и приобретают обязательный характер для всех участников, на которых они распространяются.